Тема проекта: празднование 200-летия со дня рождения великого русского поэта М.Ю. Лермонтова
Цель проекта: познакомить учащихся с жизнью и творчеством  поэта, развивать творче-ские способности детей, умение выразительно читать наизусть лирические произведения; воспитывать уважение к творчеству братского народа, любовь к литературе, в частности. поэзии.
Сценарий литературно-музыкального вечера «Он обладал пылающей душой», по-свящённого 200-летию со дня рождения М.Ю.Лермонтова
На фоне презентации о жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова
І ведущая:
О ЛЕРМОНТОВЕ.
Мы открываем дверь в волшебный мир искусства,
В нём Гении живут и Музыка звучит.
В том мире никогда Душе не будет пусто,
В том мире дух поэта сегодня говорит.
Пылающей Душой он обладал. Был молод.
Он – странник одинокий. Он для России – сын.
Его судьба такая: поэзия и ноты,
Колосс Российский пылкий – свободы господин.



Бунтарь и лирик правды, и гуманист эпохи –
Он до сих пор несёт свой Величавый Крест.
Культура воспевает о Лермонтове строки,
Который нам оставил свой негасимый Свет. (М. Колбина)
ІІ Ведущая:
Добрый день, дорогие друзья, гости! Мы приветствуем вас на праздновании 200-летия со дня рождения гения русской и мировой литературы М.Ю.Лермонтова.
І Ведущая:
С детства нам знакомы строки «Скажи-ка, дядя…», «Белеет парус одинокий…». А что знаем об их авторе, о его жизни, о его переживаниях?
ІІ Ведущая:
А для нас, людей 21 века, Лермонтов остаётся Героем времени?
І Ведущая:
Жизнь поэта была мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе. Но, не дожив и до 27 лет, он прошёл весь круг жизни со взлётами вдохновения и горечью раз-очарований. Лермонтова мы всегда представляем одиноким.
ІІ Ведущая:
Одиночество сопровождало его на протяжение всей жизни. Лукавство, холод высшего общества не принимало чуткое сердце поэта и человека. Поэт с горечью писал:
И скучно и грустно,
И некому руку подать
В минуту душевной невзгоды.
Желанья!.. что пользы напрасно
И вечно желать!
А годы проходят - все лучшие годы!

І Ведущая:
Ираклий Андронников о Лермонтове: « Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека: грустного, строгого, смелого, властного, нежного, благородного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями, волей и пронзительным беспощадным умом. Поэта бессмертного и навсегда молодого».
ІІ Ведущая:
Но всё же он был молод, душа его стремилась к любви, свободе!
Чтобы окунуться в атмосферу 19 века, в атмосферу романтизма, музыки, поэзии, мы при-глашаем вас на вальс.
Вальс в исполнении пар 11-Б кл. под сопровождение отрывка из фильма «Маскарад» под музыку из фильма «Мой ласковый и нежный зверь»
І Ведущая:
Звуки вальса тихонько коснулись души,
В глубину всех сердец незаметно проникли.
Пригласить свою даму на танец спеши,
Пусть сердца закружат в зачарованном ритме!

ІІ Ведущая:
Лермонтов– один из самых музыкально – одарённых русских поэтов. В раннем детстве он слышал песни от матери, учился играть на скрипке и рояле, был силён в шахматах, с 10 лет сочинял пьесы для домашнего театра, свободно говорил на французском и английском языках, занимался музыкой в Благородном пансионе при Московском университете и в Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков. Он прекрасно знал русские народные песни. Музыкальность Лермонтова не могла не отразиться на его поэзии.
В исполнении ученика 11-А кл.  Гудухина Руслана звучит стихотворение «Из-под таинст-венной холодной полумаски…»
І Ведущая:
Поэтов всегда сопровождали в пути юные и прекрасные девы, вечные спутницы вечных поэтов земли. В белых чистых одеждах ведут они своих избранников по жизни: суровый Данте и нежная Биатриче, Пушкин и Наталья Гончарова, Тютчев и Елена Денисьева, Тур-генев и Полина Виардо, Анна Ахматова и Николай Гумилёв…
Эти земные спутницы были для них и ангелами, и музами; были не украшением, а жизнью и ярким пламенем и… высокой, холодной звездой.
Конечно, были и у Лермонтова светские встречи, были увлечения, были стихи в альбоме, стихи с посвящениями: « Кн. Марье Алексеевне Щербатовой», «Александре Осиповне Смирновой», «Гр. К. Воронцовой – Дашковой», «К Гр. Э.К. Мусиной – Пушкиной», «Графине Растопчиной»  и другим.
Была Анна Столыпина, была Катенька Сушкова – однако счастья разделённой женской любви он так и не успел узнать.
ІІ Ведущая:
Летом 1830 года 16-летний Михаил Лермонтов во время отдыха в загородном имении знакомится с Натальей Ивановой – дочерью известного в то время русского писателя. Из-вестно, что поэт и его избранница в течение 1830 года несколько раз встречались на балах, что стало причиной глубокого разочарования Лермонтова. Он убедился, что был для Натальи Ивановой всего лишь мимолетным увлечением, и на званых приемах она предпочитала проводить время в компании более удачливых кавалеров, с которые открыто флиртовала.
Ученик 11-А кл. Приходько Даниил читает стихотворение «Мой друг, напрасное стара-нье…»
І Ведущая:
Зимой  1832 года, спустя 5 месяцев после роковых событий, Михаил Лермонтов создает стихотворение «К* (Я не унижусь пред тобою…)», рукописный вариант которого от-правляет той, которую любил.
Ученица 11-А кл. Мусийченко Анна читает стихотворение «Я не унижусь пред тобой…».
 ІІ Ведущая:
Бытует мнение, что Михаил Лермонтов обладал даром пророчества и в своих произведе-ниях суме предсказать ряд различных событий, в том числе и собственную трагическую гибель. Зная о том, что должен умереть, поэт умышленно ввязывался в ссоры и словно бы искал смерти, считая, по-видимому, что от судьбы ему все равно не уйти. Примечательно, что за несколько месяцев до трагической дуэли, которая оборвала жизнь поэта, он написал стихотворение «Любовь мертвеца», которое можно расценивать, как своеобразное завещание.
На экране сцены дуэли (презентация)
Ученики 11-Б кл. Коваль Карина и Чернобай Сергей читают стихотворение
І Ведущая:
За несколько дней до дуэли, 15 июля 1841 года, написано стихотворение "Выхожу один я на дорогу…" В ночной час одиноко выходит поэт к пустынному склону Машука. В не-бесах – южная голубая ночь, в туманном синем свете – земля. Звезды мерцают, их далекие лучи делаются то ярче, то они чуть гаснут. Там, на высоте, таинственная беседа…    
Звучит романс в записи в исполнении Рината Каримова «Выхожу один я на дорогу…»
Ученицы 11-Б кл. Кузнецова Юлия и Попова Виктория читают стихотворение «Выхожу один я на дорогу…»
ІІ Ведущая:
Он был удивительно музыкален: играл на скрипке, на фортепиано, пел, писал музыку. Почитайте его творения. Каждое несёт неизъяснимую прелесть, каждое слово музы-кально!
Под презентацию «Грибоедовский вальс» звучит романс на слова М.Лермонтова «Я не люблю вас и люблю» в исполнении ученицы 11-Б кл. Петренской Ангелины.        
І Ведущая:
Михаил Юрьевич занимался ещё и акварелью!
ІІ Ведущая:
Он ещё и художник?
Презентация «Акварели и другие зарисовки М.Лермонтова».
І Ведущая:
Гениальный художник! А писал он не только акварели, но и маслом. И это в его-то моло-дые годы! Андрея Первозванного он написал в 14 лет!
  ІІ Ведущая:
Писал не только с натуры, на память он мог воспроизводить лица, пейзажи, кипение боя. Любил рисовать горячих, нетерпеливых коней. Если бы он профессионально занимался живописью, он мог бы стать настоящим художником. В каждом его творении такая музы кальность!        
Михаил Юрьевич писал:
Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, как я страдал,
Тому судья лишь Бог да совесть!..
  ІІ Ведущая:
Я молод; но кипят на серце звуки,
И Байрона достигнуть я б хотел:
У нас одна душа, одни и те же муки-
О если б одинаков был удел!..

І Ведущая:
Понятно, откуда эти романтические ноты в его поэзии… Он увлекался Байроном?
ІІ Ведущая:
А кто им не увлекался в юные годы? Это классика! Думаю, вы не будете с этим спорить.
Нет, я не Байрон, я другой,
Ещё неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.

І Ведущая:
Читает этот же отрывок на французском языке.
ІІ Ведущая:
Он владел французьким, неметким, английским, читал по латини, впоследствии, на Кавказе, изучал татарский, в Грузии записывал слова грузинские. А одной из своих поэм дал грузинское название «Мцыри».
І Ведущая:
Жизнь лишь дорога. Пока она прекрасна,
А долго ль!.. жизнь как бал-
Кружишься- весело, кругом всё светло. ясно…

Я не могу любовь определить.
Но это страсть сильнейшая! -любить
Необходимость мне; и я любил
Всем напряжением душевных сил.

ІІ Ведущая :
 Боюсь не смерти я. О, нет!
Боюсь исчезнуть совершенно,
Хочу, чтоб труд мой вдохновенный
Когда – нибудь увидел свет…


І Ведущая:
Через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека- грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмеш-ливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным бес-пощадным умом.

ІІ Ведущая:
Кто-то считал его жёстким, кто-то отмечал его необычайную душевную тонкость, кого-то он раздражал, для кого-то был кумиром… Он разный, потому что он Гений!

І Ведущая:
Для чего приходят Гении на Землю? Гении приходят в этот мир, чтобы подарить челове-честву прекрасную частицу себя, оставить людям свои неповторимые поэтические и ху-дожественные творения, открыть доселе неизвестные красоты мира, просто подышать их правдой жизни, не выдуманной, а настоящей и искренной.
Гений Культуры живёт в Сердце каждого из нас. Для этого Гения не существует ни вре-мени, ни лет, потому что он соткан из лучей Мира, Добра и Любви. Сохраняя в себе эти качества, любой Человек способен привносить в этот мир Гармонию и в каждодневных трудах взращивать в себе Своего Гения. Рано или поздно этот Гений закружит его в своём божественном Танце Красоты и никогда не отпустит из своих объятий.
Вот для чего приходят в этот мир Гении. Они приходят, чтобы научить нас Любить Кра-соту в себе, Культуру в себе и кружиться с нами в Вечном Танце, что человечество назва-ло Вальсом.
Звучит вальс из музыки к драме «Маскарад»
Во время танца артисты выстраивают четыре «Арки», под которыми проходят в финале концерта все участники творческого проекта.

Комментариев нет:

Отправить комментарий